Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя.
И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них - насилие в семье, проблемы детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…
Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков, наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.
Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Практика показала,
что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием детей и подростков, а также профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Это аксиома социального взаимодействия.
Задачи профилактики на уровне муниципального образования:
- содействие несовершеннолетнему в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области защиты прав детей;
- формирование законопослушного поведения детей и подростков;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
- выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
- Профилактика семейного неблагополучия.
Цели профилактической деятельности органов местного самоуправления:
- оказать теоретическую и практическую помощь родителям в решении вопросов, вызывающих затруднения в воспитании детей;
- знакомить с перечнем необходимой нормативно-правовой базы и документации;
- знакомить с основными методами и приемами работы, которые обеспечивают эффективность взаимодействия школы, семьи и различных служб в профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оказывать практическую помощь в составлении психолого-социально-педагогической характеристики на «трудного ребенка».
Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:
- Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях
- Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений в Новосибирской области на 2011 – 2013 годы» и иные нормативные правовые акты
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
- Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.;
- Основы законодательства РФ об охране здоровья №55487-1 от 22.07.1993 г.;
- Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»№159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
- Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 26.05.1995 г.;
- Международный документ «Декларация прав ребенка»;
- Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;
- Международный документ «Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г.
- положение о Совете профилактики;
- Положение о Совете общественности при администрации Прокудского сельсовета
ПАМЯТКА:
В случае выявления фактов совершения правонарушений несовершеннолетними или неблагополучия семьи необходимо проинформировать о сложившейся ситуации:
- органы прокуратуры – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
- КДН И ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и т. д., а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Отдел опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении
- ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
- Администрацию Прокудского сельсовета – о выявлении ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью или препятствующей воспитанию несовершеннолетних;
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
- Внутришкольный контроль за получением образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, определение и назначение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных, профилактических и просветительских рейдах и др.);
- Посещение семей (с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка; выявления условий, необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением;
- Лекции, беседы, тренинги для родителей; Проведение тренингов для несовершеннолетних;
- Вовлечение детей в кружковую работу;
- Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
- Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;
- Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;
- Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ;
- Информационная поддержка родителей и детей;
- Осуществление направлений (к наркологу, психиатру, невропатологу и др. необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и др. ;